Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

глинка

Толковый словарь Ушакова

1.

ГЛИ́НКА1, глинки, мн. нет, жен.

1. уменьш.-ласк. к глина (разг., редк.).

2. Высший сорт глины - каолин, употр. в ситцепечатании (тех.).

2.

ГЛИ́НКА2, глинки, жен. (обл.). Дикий полевой голубь.

Формы слов для слова глинка

гли́нка, гли́нки, гли́нок, гли́нке, гли́нкам, гли́нку, гли́нкой, гли́нкою, гли́нками, гли́нках

Грамматический словарь

гли́нка ж 3*a

Гли́нка ф. <жо 3*а>

Словарь русских фамилий

ГЛИНКА ГЛИНСКИЙ ГЛИНСКИХ

От многочисленных селений, расположенных в глинистой местности: Глина, Глинки, Глины. Есть и городок Глинск, в Роменской области. Предки композитора владели местечком Глинки около Ломжи (ныне - в Белостокском воеводстве Республики Польша). (Ф).

Сканворды для слова глинка

- Прослушивание опер какого композитора являлось одним из наказаний для офицеров во времена Николая I?

- Этот композитор так и не узнал, что создал российский гимн.

- Русский композитор XIX века, автор оперы «Жизнь за царя».

- Русский композитор XIX века, автор оперы «Руслан и Людмила».

- Российский общественный деятель, известная как Доктор Лиза.

- Русский поэт XIX века, автор стихотворений «Буря», «Узник», «Луна».

- Этот композитор в юности по собственной воле играл вторую скрипку в крепостном оркестре дядюшки.

- Генерал от артиллерии, главный начальник горных заводов Уральского хребта.

- В эпиграмме на него Пушкин пишет: «Поэт Фита, не становись Фертом!».

- С 1991 года по 2000-й государственным гимном России была «Патриотическая песня» написанная именно этим композитором.

- Когда он узнал, что его музыку назвали «кучерской», он заметил: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

- Декабрист.

- Русский поэт XIX века, автор стихотворений «Москва», «Тройка», «Шарада».

Полезные сервисы

глинка (hlinka) андрей

Большой энциклопедический словарь

ГЛИНКА (Hlinka) Андрей (1864-1938) - организатор (1918) и руководитель клерикальной Словацкой народной партии (распущена 1 сентября 1944 решением Словацкого национального совета).

Полезные сервисы

глинка андрей

Энциклопедический словарь

Гли́нка Андрей (Hlinka) (1864-1938), организатор (1918) и руководитель клерикальной националистической Словацкой народной партии (распущена 1 сентября 1944 решением Словацкого национального совета).

* * *

ГЛИНКА Андрей - ГЛИ́НКА (Hlinka) Андрей (1864-1938), организатор (1918) и руководитель клерикальной Словацкой народной партии (распущена 1 сентября 1944 решением Словацкого национального совета).

Полезные сервисы

глинка глеб александрович

Энциклопедический словарь

ГЛИНКА Глеб Александрович - ГЛИ́НКА Глеб Александрович (1903, Симбирск - 5 июня 1989, Кэбот, шт. Вермонт, США), русский поэт, прозаик, литературовед.

Из семьи, принадлежавшей к роду видных деятелей отечественной культуры и науки. В 1925 окончил Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова. Участвовал в литературной группе «Перевал (см. ПЕРЕВАЛ (литературная группа))», сотрудничал в журналах: «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Наши достижения» и др. Автор книг: «Времена года» (1926), «Изразцовая печка» (1929), «Эшелон опаздывает» (1932), «Истоки мужества» (1935), «Павлов на Оке» (1936), большой научной работы по теории русского стихосложения. В 1941 добровольцем ушел на фронт в составе писательской роты Краснопресненской дивизии Московского ополчения. Оказался в плену, до конца войны содержался в концентрационных лагерях. После освобождения проживал в Брюсселе, Нью-Йорке, американского гражданства не принял. В США опубликовал книгу стихов, сборники «В тени» (1968) и «Было завтра» (1972), печатался в сборниках поэтов-эмигрантов, был постоянным автором «Нового журнала». Много печатался в «Новом журнале», выпустил антологию «На перевале» (Нью-Йорк, 1954), куда вошла проза, критика и стихи «перевальцев», а также два сборника собственных стихотворений «В тени» (Нью-Йорк, 1968) и «Было завтра» (Нью-Йорк, 1972).

Полезные сервисы

глинка дмитрий борисович

Энциклопедический словарь

Гли́нка Дмитрий Борисович (1917-1979), Герой Советского Союза (1943 - дважды), полковник (1951). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации; около 300 боевых вылетов, сбил 50 самолётов.

* * *

ГЛИНКА Дмитрий Борисович - ГЛИ́НКА Дмитрий Борисович (1917-79), советский летчик, дважды Герой Советского Союза (1943), полковник (1951). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации; ок. 300 боевых вылетов, сбил 50 самолетов.

Большой энциклопедический словарь

ГЛИНКА Дмитрий Борисович (1917-79) - дважды Герой Советского Союза (1943), полковник (1951). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации; ок. 300 боевых вылетов, сбил 50 самолетов.

Полезные сервисы

глинка конст. дм

Гуманитарный словарь

ГЛИ́НКА Конст. Дм. (1867-1927) - почвовед, акад. (с 1927). Окончил Петерб. ун-т (1889). Ученик В. В. Докучаева, под рук-вом к-рого провел почвенное обследование в Полтавской (1884), Псковской (1899-1906), Новгородской (1903) и Смоленской (1902-03) губ. Организатор и рук. почвенно-географич. эксп. в Сибирь и Ср. Азию (1908-14). Составил первую почв. карту Азиатской части СССР. Автор работ по генезису и географии почв. Организатор Докучаевского почвенного комитета (1911); организатор и первый директор Почвенного ин-та им. В. В. Докучаева. Удостоен Зол. медали им. Ф. П. Литке РГО (1913).

Полезные сервисы

глинка константин дмитриевич

Энциклопедический словарь

Гли́нка Константин Дмитриевич (1867-1927), один из основоположников отечественного почвоведения, академик АН СССР (1927); пропагандист генетического почвоведения. Труды по зональности почвенного покрова, генезису и классификации почв. Организатор и руководитель почвенно-географической экспедиции в Сибирь и Среднюю Азию (1908-14).

* * *

ГЛИНКА Константин Дмитриевич - ГЛИ́НКА Константин Дмитриевич (1867-1927), русский почвовед, один из основоположников отечественного почвоведения (см. ПОЧВОВЕДЕНИЕ), академик АН СССР (1927); пропагандист генетического почвоведения. Труды по зональности почвенного покрова, генезису (см. ГЕНЕЗИС) и классификации почв. Организатор и руководитель почвенно-географической экспедиции в Сибирь и Ср. Азию (1908-14).

Большой энциклопедический словарь

ГЛИНКА Константин Дмитриевич (1867-1927) - российский почвовед, один из основоположников отечественного почвоведения, академик АН СССР (1927); пропагандист генетического почвоведения. Труды по зональности почвенного покрова, генезису и классификации почв. Организатор и руководитель почвенно-географической экспедиции в Сибирь и Ср. Азию (1908-14).

Полезные сервисы

глинка мих. ив

Гуманитарный словарь

ГЛИ́НКА Мих. Ив. (1804-57) - композитор, основоположник рус. классич. музыки. Учился в Петербурге в Благородном пансионе при Пед. уч-ще (1818-22), одновременно брал уроки игры на фп у Дж. Филда и Ш. Майера и на скрипке у Ф. Бема. Позднее учился вокалу под рук-вом Беллоли, теории музыки и композиции - З. Дена (1833-34). К 20-м гг. относится нач. период известности Г. как пианиста и певца, а также композитора (2 струнных квартета, фп. пьесы, романсы, в т. ч. "Не искушай", "Бедный певец").

Особая роль Г. в истории иск-ва связана с созданием произв., поднявших рус. музыку на общеевроп. уровень. Соединяя традиции зап.-европ. драматургии с принципами рус. муз. мышления, умело претворяя в собств. соч. интонац. богатство рус. нар. музыки, Г создал произв., определившие гл. направления последующего развития рус. музыки (композиторы "Могучей кучки", П. И. Чайковский).

Одна из осн. заслуг Г. связана с созданием рус. классич. оперы. Два произведения - "Жизнь за Царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" (по Пушкину, 1842) - многоплановые, со сложными сюжетными коллизиями и яркими муз.-драматич. характеристиками, проложили пути развития отечеств. историч., драматич., эпич., сказочной и т. п. оперы. Новаторство муз. драматургии Г. связано с открытиями в обл. муз. языка, формированием новых оперных форм (рондо Фарлафа), соблюдением подчеркнутого равновесия в соотношении ариозных и речитативных эпизодов (партия Сусанина), созданием сложной системы интонац. связей, индивидуализиров. муз. характеристик. Неизменной у Г. остается точность при воплощении разнонац. образов ("польский акт" в "Жизни за Царя", вост. сюита в 4-м действии "Руслана").

Г. - автор неск. программных симфонич. произв., открывающих осн. пути развития рус. симфонизма: оркестр. фантазии "Камаринская" (1848), написанной в жанре вариаций на темы двух нар. песен - свадебной и плясовой, а также двух увертюр - "Арагонская хота" (1845) и "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" (1851), созданных по испанским впечатлениям, обнаруживающих блестящее оркестр. мастерство композитора. Значит. роль в творчестве Г. сыграл "Вальс-фантазия" (первоначально - для фп., окончат. оркестровая ред., 1856), во многом послужившая прообразом вальсовой симфонич. и балет. музыки Чайковского.

Не утратили популярности вплоть до кон. 20 в. ставшие классическими романсы Г. на стихи Пушкина, Жуковского, Дельвига и др. поэтов: в жанре рус. песни ("Ах ты, душечка, красна девица"), элегии ("Сомнение"), баллады ("Ночной смотр"), воссоздающие черты "восточного" ("Не пой, красавица, при мне"), испанского ("Я здесь, Инезилья") или итал. ("Венецианская ночь") мелоса и др.

Соч.: Глинка М. И. Записки. Л., 1953.

Лит.: Асафьев Б. В. Глинка. М.; Л., 1950.; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Глинка: Творческий путь: В 2 т. М., 1955; Цуккерман В. А. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1955.

М. И. Глинка

М. И. Глинка

Полезные сервисы

глинка михаил иванович

Энциклопедический словарь

Гли́нка Михаил Иванович (1804-1857), композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в том числе «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса (около 80). «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой Государственного гимна Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).

М. И. Глинка.

* * *

ГЛИНКА Михаил Иванович - ГЛИ́НКА Михаил Иванович [20 мая (1 июня) 1804, село Новоспасское Смоленской губернии - 15 февраля (3 февраля) 1857, Берлин], русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991- 2000). Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).

Детство. Учеба в Благородном пансионе (1818-1822)

Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - душа моя!».

В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер (см. КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович), преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда (см. ФИЛД Джон), а после его отъезда в Москву - у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра - довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля.

Начало самостоятельной жизни

После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич) (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - элегия на стихи Е. А. Баратынского (см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович) «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

Первое заграничное путешествие (1830-1834)

Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с В. Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо), Ф. Мендельсоном (см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс) и Г. Берлиозом (см. БЕРЛИОЗ Гектор). Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. Зиму и весну 1834 Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

Пребывание в России (1834-1842)

Возвратившись в Россию, Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским (см. ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич), В. Ф. Одоевским (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович) и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине (см. СУСАНИН Иван Осипович), о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева (см. РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович). Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.

В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Весну и лето 1838 Глинка провел на Украине, отбирая певчих для капеллы. Среди новичков оказался и С. С. Гулак-Артемовский (см. ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ Семен Степанович) - впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем». По возвращении в Петербург Глинка часто посещал дом братьев Платона и Нестора Кукольников (см. КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич), где собирался кружок, состоявший большей частью из людей искусства. Там бывали И. К. Айвазовский (см. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович) и К. П. Брюллов (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович), оставивший много замечательных карикатур на членов кружка, в том числе и на Глинку. На стихи Н. Кукольника Глинкой был написан цикл романсов «Прощание с Петербургом» (1840). Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы.

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал Ференц Лист (см. ЛИСТ Ференц), чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

Новые странствия (1844-1847)

Весной 1844 Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен прессой.

В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-я редакция - 1851). В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» - сочинение, о котором П. И. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

Последнее десятилетие

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым (см. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич), ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки (см. МОГУЧАЯ КУЧКА)»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.

В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Глинка и Пушкин. Значение Глинки

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой - в музыке», - так писал известный критик В. В. Стасов (см. СТАСОВ Владимир Васильевич).

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

Большой энциклопедический словарь

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-57) - российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" (1842) положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. "Камаринская" (1848), "Испанские увертюры" ("Арагонская хота", 1845, и "Ночь в Мадриде", 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. "Патриотическая песня" Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).

Энциклопедия Кольера

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), великий русский композитор, основоположник национальной композиторской школы, родился 1 июня 1804 в селе Новоспасском Смоленской губернии. В 1830 совершил путешествие в Италию, познакомился со многими музыкантами, в том числе с Беллини и Доницетти. В 1833-1834 жил в Берлине, где занимался гармонией и контрапунктом с З.Деном. Вернувшись в Россию, Глинка приступил к работе над первой своей оперой Жизнь за царя (премьера в Петербурге, 1836). Был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы (на этом посту оставался около двух лет). Премьера второй оперы, Руслан и Людмила по поэме Пушкина, прошла в 1842 не слишком удачно, хотя впоследствии именно эта опера была признана величайшим достижением композитора. На сороковом году жизни Глинка покинул Россию и отправился в длительное путешествие по Испании и Франции. Находясь в Мадриде и Севилье, записал несколько народных мелодий, которые позже ввел в свои сочинения (симфонические увертюры Ночь в Мадриде и Арагонская хота); в Париже познакомился и сблизился с Берлиозом. Затем Глинка вернулся на некоторое время в Россию; последние годы его жизни прошли в беспрестанных странствиях. Кроме двух опер, Глинка сочинил множество романсов, ряд пьес для фортепиано и для оркестра (в том числе Камаринскую и Вальс-фантазию), несколько камерно-инструментальных ансамблей. Умер Глинка в Берлине 15 февраля 1857.

ЛИТЕРАТУРА

Глинка М.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка, тт. 1-2. М., 1973-1977 Левашева О. Е. М. И. Глинка, кн. 1-2. М., 1987-1988

Полезные сервисы

глинка сер. ник

Гуманитарный словарь

ГЛИ́НКА Сер. Ник. (1776-1847) - мемуарист, поэт, прозаик, драматург, журналист. Брат Ф. Н. Глинки. Из дворянской семьи. Учился в петерб. Сухопутном шляхетном корпусе (1782-94), служил в гвардии (1795-1800). В 1812 первым вступил в Моск. ополчение. Автор патриотич. ист. драм ("Сумбека, или Падение Казанского ханства", 1807 и др.), поэм ("Пожарский и Минин", 1807). Выступал как прозаик ("Рус. историч. и нравоучит. повести", 1810; и др.), переводчик, в частности, Юнга ("Юнговы ночи", 1803), историк ("Рус. история", 3-е изд. 1823-25), мемуарист ("Записки о 1812 годе", 1836; и др.). В 1808-20 и 1824 изд. журн. "Рус. вестник", в к-ром проповедовал идею самобытного развития России, идеализировал ее прошлое, противопоставлял русское европейскому. Патриотич. пафос журнала обусловил его популярность в период Отеч. войны, ставшей кульминационным моментом в жизни и лит. деят-ности Г. Внимание современников привлекала и неординарная личность Г. - восторженность, бескорыстие, альтруизм.

Полезные сервисы

глинка сергей николаевич

Энциклопедический словарь

Гли́нка Сергей Николаевич (1776-1847), русский писатель. Брат Ф. Н. Глинки. Патриотическая деятельность во время Отечественной войны 1812. Издавал журнал «Русский вестник» (1808-20 и 1824). Исторические пьесы («Наталья, боярская дочь», «Минин» и др.), повести, стихи; труд «Русская история» (ч. 1-14), мемуары, в том числе «Записки о 1812 годе» (1836).

* * *

ГЛИНКА Сергей Николаевич - ГЛИ́НКА Сергей Николаевич (1776-1847), русский писатель. Брат Ф. Н. Глинки. (см. ГЛИНКА Федор Николаевич) Патриотическая деятельность во время Отечественной войны 1812 (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года). Издавал журнал «Русский вестник (см. РУССКИЙ ВЕСТНИК) » (1808-20 и 1824). Исторические пьесы («Наталья, боярская дочь», «Минин» и др.), повести, стихи; труд «Русская история» (ч. 1-14), мемуары, в т. ч. «Записки о 1812 годе» (1836).

Большой энциклопедический словарь

ГЛИНКА Сергей Николаевич (1776-1847) - русский писатель. Брат Ф. Н. Глинки. Патриотическая деятельность во время Отечественной войны 1812. Издавал журнал "Русский вестник" (1808-20 и 1824). Исторические пьесы ("Наталья, боярская дочь", "Минин" и др.), повести, стихи; труд "Русская история" (ч. 1-14), мемуары, в т. ч. "Записки о 1812 годе" (1836).

Полезные сервисы

глинка фед. ник

Гуманитарный словарь

ГЛИ́НКА Фед. Ник. (1786-1880) - поэт, прозаик, публицист; декабрист. Брат С. Н. Глинки. Из дворян. Воспитывался в петерб. 1-м кадетском корпусе (1798-1802). Участник рус.-фр. войн 1805-06, Отеч. войны 1812 и заграничных походов. Впечатления от этих событий легли в основу "Писем рус. офицера" (1808, 1815-16), принесших Г. лит. успех (к той же эпохе возвращался и в позднейших соч. - "Очерках Бородинского сражения", 1839 и др.). С 1818 полковник, в 1819-22 - чиновник по особым поручениям при петерб. ген.-губернаторе М. А. Милорадовиче. С 1816 участник и один из рук. околодекабристской масонской ложи "Избранного Михаила", с 1816 член, а в 1819-25 пред. "Вольного об-ва любителей российской словесности". Член "Союза Спасения" (с 1816), а затем "Союза Благоденствия" (1818-21), где играл одну из ведущих ролей, примыкая к умеренному крылу. В 1826 находился под следствием, переведен в гражданскую службу и выслан в Петрозаводск под надзор полиции; в 1830 переведен в Тверь, с 1835 в отставке. Для раннего творчества Г. характерна связь с традицией 18 в., сочетание гражданственности и нравоучительности (тираноборч. трагедия "Вильзен, или Освобожденная Голландия", 1808; незаверш. ист. ром. "Зинобий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия", 1817-19; псалмодическая и иносказательно-дидактич. лирика - сб. "Опыты священной поэзии", 1826 и "Опыты аллегорий, или Иносказат. описаний в стихах и в прозе", 1826). В ссылке создает описат. поэмы "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830). В позднем творчестве Г. на передний план выдвигается философ. лирика, усиливаются религ.-мистич. мотивы ("Духовные стихотворения", 1839; поэма "Иов. Свободное подражание священной книге Иова", 1834 и "Таинств. капля", 1840-е гг.). В годы Крымской войны (1853-56) создал популярные патриотич. стихотворения. Г. - автор текстов изв. песен, ставших народными, - "Тройка" ("Вот мчится тройка удалая", 1824) и "Узник" ("Не слышно шуму городского", 1831).

Ф. Н. Глинка

Ф. Н. Глинка

Полезные сервисы

глинка фёдор николаевич

Энциклопедический словарь

Гли́нка Фёдор Николаевич (1786-1880), русский поэт. Брат С. Н. Глинки. Участник Отечественной войны 1812, член «Союза спасения», один из руководителей «Союза благоденствия». Военный дневник «Письма русского офицера» (1815-16). Библейские мотивы в лирике («Опыты священной поэзии», 1826). Стихотворения «Тройка» (1824) и «Узник» (1831) стали популярными песнями.

* * *

ГЛИНКА Федор Николаевич - ГЛИ́НКА Федор Николаевич (1786-1880), русский поэт. Брат С. Н. Глинки (см. ГЛИНКА Сергей Николаевич). Участник Отечественной войны 1812 (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года), член «Союза спасения», (см. СОЮЗ СПАСЕНИЯ) один из руководителей «Союза благоденствия». (см. СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ) Военный дневник «Письма русского офицера» (1815-16). Библейские мотивы в лирике («Опыты священной поэзии», 1826). Стихотворения «Тройка» (1824) и «Узник» (1831) стали популярными песнями.

Полезные сервисы

глинка федор николаевич

Большой энциклопедический словарь

ГЛИНКА Федор Николаевич (1786-1880) - русский поэт. Брат С. Н. Глинки. Участник Отечественной войны 1812, член "Союза спасения", один из руководителей "Союза благоденствия". Военный дневник "Письма русского офицера" (1815-16). Библейские мотивы в лирике ("Опыты священной поэзии", 1826). Стихотворения "Тройка" (1824) и "Узник" (1831) стали популярными песнями.

Полезные сервисы

глинка, константин дмитриевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГЛИНКА Константин Дмитриевич (1867 - 1927), почвовед, организатор и руководитель почвенно-географических экспедиций в Сибирь и Среднюю Азию (1908 - 14). Труды по зональности почвенного покрова.

Полезные сервисы

глинка, фёдор николаевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Глинка, Федор Николаевич

ГЛИНКА Федор Николаевич (1786 - 1880), русский поэт. Участник Отечественной войны 1812, член тайных декабристских обществ - "Союза спасения" (с 1817) и "Союза благоденствия" (1818 - 21; один из руководителей). Военный дневник "Письма русского офицера" (1815 - 16). Библейские мотивы в лирике ("Опыты священной поэзии", 1826). Стихотворения "Тройка" (1824) и "Узник" (1831) стали популярными песнями.

Полезные сервисы