Волхвы́ - в Древней Руси служители дохристианских культов, считавшиеся в народе чародеями. Возглавляли восстания в Суздале (1024), Новгороде (около 1071), Ростовской земле (около 1071). В древнерусской письменности волхвы - мудрецы, маги, звездочёты. Некоторые из них прославлялись за прозорливость (трое вохвов, поклонившихся новорождённому Христу в Вифлееме), другие порицались за волшебство и ересь (гностик Симон - волхв, живший в III в.).
волхвы
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
ВОЛХВЫ - название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда - восточных мудрецов, звездочетов.
Энциклопедия Кольера
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. Картина Мартина Шонгауэра (ок. 1450-1491).
маги, первоначально - жреческая каста в древнем Иране, игравшая особенно важную роль в зороастризме эпохи династии Сасанидов (226-640). В греко-римском мире магами называли тех, кто владел оккультными науками вавилонского или иного ближневосточного происхождения, отсюда обиходное употребление слов "магия" и "маг". Волхвы, принесшие дары младенцу Иисусу (Мф 2:1-12) могли быть иудейскими или халдейскими астрологами: они "видели звезду Его на востоке". Позднейшие толкования превращают их в символ грядущего обращения язычников, а принесенные ими в дар золото, ладан и смирна становятся прообразом посвящения жизни, во всех ее проявлениях, Христу - в его полноте, человеческой и божественной. В христианском искусстве начиная с 4 в. их изображали в персидских одеждах, обычно троих (по числу даров). Легенды, восходящие к 6 в. и последующим векам, превращают их в трех восточных царей, носивших, согласно западной традиции, имена Каспара, Мельхиора и Бальтазара. В искусстве позднего Средневековья и Возрождения их, как правило, изображали представителями разных возрастов и рас. Мощи волхвов, долгое время хранившиеся в Милане, были перенесены в Кельн в 1164, где вплоть до 18 в. рака Трех Царей привлекала паломников.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Гуманитарный словарь
ВОЛХВЫ́ (предположительно ст.-слав. заимствование из др.-исландского volva - пророчица, сивилла) - жрецы в Др. Руси, служители языч. религ. культа. Первые известия о них связаны с раннехрист. традицией. Евангелие свидетельствует о приходе В. в Иерусалим, совершающих, несмотря на противодействие иудейского царя Ирода, поклонение и приношение в дар золота, ладана и благовонной смолы - мирры новорожд. Иисусу Христу. Родиной В. называется Аравийский п-ов, а еще чаще персидско-месопотамский ареал. Ср.-век. церк. и апокрифич. легенды, разрабатывая этот сюжет, превращают В. в трех (и даже в 12) царей, принесших Христу поклонение от лица всего человечества. Складываются предания и о позднейшей жизни В.: они крещены апостолом Фомой, а затем приняли мученичество. Их предполагаемые останки являлись предметом поклонения в Кельнском соборе. В рус. летописях (и др. письм. источниках) сохранились многочисл. указания на значение В. в Др. Руси. Впервые они упомянуты в связи с сообщением о предсказании ими смерти киевскому князю-язычнику Олегу (912). По мнению ряда отеч. ученых, В. являлись проф. языч. служителями культа. Однако на вопрос, кем конкретно они были: колдунами, шаманами, жрецами богов или знахарями, есть ли между ними различия, ранги, специализация, - ответить не представляется возможным. Вместе с тем в лит-ре отмечаются и другие важнейшие функции др.-рус. волхвов (воен., адм.), позволяющие предположить интеграцию у них верховной власти, как светской, так и сакральной. Поэтому в В. правомерно видеть лидеров доклас. плем. об-ва, потестарного по орг-ции власти. В. - это старая родовая знать. Отсюда проистекает и их руководящая роль в выступлениях др.-рус. населения в 9-13 вв. (1024 - в Суздале, 1071 - в Ярославле и Белоозере, а также в Новгороде в 1071 и 1227-1230). Поводом к волнениям, как правило, служили неблагоприятные погодные условия, неурожай и голод. Пользуясь такими экстрем. ситуациями, В., возглавляя народ, пытались уничтожить нарождавшуюся имуществ. верхушку об-ва ("старую чадь", "лучших"), а также дискредитировать предст. церк. и княж. власти, представлявшихся чуждыми элементами традициям родового строя. В последующее время, сохраняя кое-где на периферии управленч. функции ("сотников", "правителей"), В. в большей степени выступают в качестве колдунов, чародеев, чернокнижников, к-рым приписывались тайные знания, сношения с нечистой силой, а также специалистов лечебной магии - знахарей. В нар. поверьях они отграничивались от первых тем, что якобы действовали при помощи Божьей, а не нечистой силы. Значит. была и лит-ра: разл. "Астрологи", "Чаровники", "Волховники" и др. Вплоть до 17-18 вв. в церковных требниках стояли вопросы к исповедующимся - не ходил ли к В., не исполнял ли их указ. Начиная с конца 10 в. волхвование преследовалось. Часты случаи сожжения В. вплоть до 18 в. Позднее это преступление наказывалось кнутом и высылкой.
Лит.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986. (Гл. 10. Религия древних славян).
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВОЛХВЫ, название в Древней Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями; иногда - восточных мудрецов, звездочетов.