Толковый словарь
м.
Вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой - обычно подземной - электрической железной дороги.
Толковый словарь Ушакова
МЕТРОПОЛИТЕ́Н [тэ], метрополитена, муж. (франц. métropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis - метрополия). Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский метрополитен.
Толковый словарь Ожегова
МЕТРОПОЛИТЕ́Н [тэ ], -а, муж. Подземная, наземная или надземная (на эстакадах) городская электрическая железная дорога. Столичный м.
| прил. метрополитенный, -ая, -ое и метрополитеновский, -ая, -ое (разг.).
Словарь существительных
МЕТРОПОЛИТЕ́Н, -а, м То же, что метро.
Екатеринбургский метрополитен - один из самых молодых в стране.
Энциклопедический словарь
МЕТРОПОЛИТЕ́Н [тэ́], -а; м. [франц. métropolitain, первоначально chemin de fer metropolitain - столичная железная дорога] Городская электрическая железная дорога (обычно подземная). Станция метрополитена. Поезда метрополитена. Проехать в метрополитене.
◁ Метрополите́новский, -ая, -ое. М. вагон. М. рабочий.
* * *
метрополите́н (франц. métropolitain, буквально - столичный) (метро), вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном направлении). Линии метрополитена обычно прокладывают под землёй (в тоннелях), при необходимости - по поверхности и на эстакадах.
Первая линия метрополитена (3,6 км) построена в Лондоне (1863). С 1868 метрополитен действует в Нью-Йорке. Старейшие метро на Европейском континенте - Будапештское (1896), Венское (1898) и Парижское (1900). Впоследствии было построено в Мадриде, Берлине, Барселоне, Афинах, Стокгольме, Осло, Токио, Сеуле и других городах.
В Российской Федерации первая линия метрополитена была введена в Москве (1935); действует в Санкт-Петербурге (с 1955), Нижнем Новгороде (с 1985), Новосибирске (с 1985), Самаре (с 1987); строится (1992) в Екатеринбурге, ведутся подготовительные работы по строительству метрополитена в Челябинске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Омске, в других городах, предусматривается также сооружение метрополитена в Перми. Многие станции метрополитена - монументальные сооружения с индивидуальным архитектурно-художественным обликом.
* * *
МЕТРОПОЛИТЕН - МЕТРОПОЛИТЕ́Н (метро), вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном направлении). Линии метрополитена обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах.
Первая линия метрополитена (3,6 км) построена в Лондоне (1863; более 287 станций, 2005). С 1868 метрополитен действует в Нью-Йорке (468 станций, 2005). Старейшие метрополитены на Европейском континенте - Будапештский (1896), Венский (1898) и Парижский (1900; 297 станций, 2005). Впоследствии метрополитены были построены в Мадриде, Барселоне, Афинах, Стокгольме, Осло, Токио (с 1927; более 230 станций, 2005).
В Российской Федерации первая линия метрополитена была введена в Москве (1935; 174 станция, 284 км, 2007);
действуют метрополитены в Санкт-Петербурге (с 1955; 58 станций, 2005),
Нижнем Новгороде (с 1985; 13 станций, 2006), Новосибирске (с 1985; 15 станций, 2006), Самаре (с 1987; 8 станций, 2006, ), Екатеринбурге (с 1991; 7 станций, 2006), Казани (с 2006; 5 станций). Строится метро в Челябинске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Омске. В советское время метро было построено в крупных городах союзных республик: Киеве, Харькове, Днепропетровске, Минске, Тбилиси, Баку, Ереване, Ташкенте. В 20 в. многие станции метрополитена - монументальные сооружения с индивидуальным архитектурно-художественным обликом.
Большой энциклопедический словарь
МЕТРОПОЛИТЕН (метро) - вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном направлении). Линии метрополитена обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах. Первая линия метрополитена (3,6 км) построена в Лондоне (1863). С 1868 метрополитен действует в Нью-Йорке. Старейшие метрополитены на Европейском континенте - Будапештский (1896), Венский (1898) и Парижский (1900). Впоследствии метрополитены были построены в Мадриде, Барселоне, Афинах, Стокгольме, Осло, Токио и других городах. В Российской Федерации первая линия метрополитена была введена в Москве (1935); действуют метрополитены в Санкт-Петербурге (с 1955), Нижнем Новгороде (с 1985), Новосибирске (с 1985), Самаре (с 1987); строится (1992) в Екатеринбурге, ведутся подготовительные работы по строительству метрополитена в Челябинске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Омске, в других городах, предусматривается также сооружение метрополитена в Перми. В 20 в. многие станции метрополитена - монументальные сооружения с индивидуальным архитектурно-художественным обликом.
Академический словарь
-а, м.
Городская электрическая железная дорога, обычно подземная.
В недрах Москвы, глубоко под землею --- мчатся поезда метрополитена. Телешов, Записки писателя.
[франц. métropolitain]
Энциклопедия Кольера
МЕТРОПОЛИТЕН - или метро, скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является основной системой общественного городского транспорта. Это транспорт местного значения, его поезда ходят чаще, расстояния между станциями меньше, чем на пригородных железных дорогах, и у него нет центрального вокзала. Благодаря отсутствию пересечений на одном уровне поезда метрополитена могут ходить с повышенной скоростью. В центральной части города линии метро прокладываются под землей, а в других районах - также в открытых выемках, на поверхности или на эстакадах. После Второй мировой войны в связи с быстрой урбанизацией началось усиленное строительство и расширение метрополитена в крупных городах всех стран мира. В настоящее время крупные сети линий метрополитена общей протяженностью свыше 160 км имеются в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и Москве. Насчитываются также пять сетей метро протяженностью более 80 км: в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне, Берлине и Гамбурге.
Технические средства. Пути метрополитена аналогичны путям обычных железных дорог для вагонов на колесах с ребордами. На некоторых метрополитенах вместо стальных рельсов устроены продольные выемки в дорожном полотне, по которым вагоны катятся на пневматических шинах. В большинстве случаев каждая линия состоит из двух параллельных путей, но на участках с очень интенсивным движением нередко бывает три и четыре пути, что позволяет создать экспрессные линии. Ток обычно подводится по третьему рельсу, с которого снимается скользящим контактом. На некоторых метрополитенах, например мадридском и римском, ток снимается с воздушного провода. Электричество не только приводит в действие тяговые двигатели поезда, но и обеспечивает освещение, отопление и вентиляцию вагонов. Современная система сигнализации, централизации и блокировки, в принципе такая же, как и на железных дорогах, позволяет поездам двигаться с интервалами менее 1,5 мин. Современные вагоны большой вместимости рассчитаны на высокие скорости движения. Они изготовлены из легких и прочных материалов, быстрее ускоряются и лучше тормозятся. Благодаря применению железобетонных шпал и сварных рельсовых ниток длиной 0,4 км поезд движется более плавно и с меньшим шумом. Для автоматического управления маршрутами применяются компьютеры. На некоторых линиях предусматривается кондиционирование воздуха в поездах и на станциях.
История возникновения метро. Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне, где на улицах было слишком тесно из-за гужевого транспорта. Эта линия протяженностью 6 км была открыта в 1863. Она частично финансировалась железнодорожными компаниями, которым недоставало доступа к центральным районам города. В первый же год эксплуатации она перевезла более 9 млн. пассажиров. Первая электрифицированная подземка была открыта в Лондоне в 1890. Лондонская сеть подземных линий постепенно расширялась, и к 1900 было электрифицировано более 177 км. К началу 20 в. в Европе был построен ряд коротких подземных линий и в других городах. В 1880-х годах была введена в эксплуатацию смешанная сеть в Глазго, состоявшая из линий с паровозной и канатной тягой. В 1896 открылась первая на европейском континенте будапештская подземка протяженностью вначале всего лишь 3,7 км. В 1902 вошел в строй берлинский "У-бан". В 1900 начала действовать первая 14-км очередь парижского метрополитена, который стали коротко называть "метро". Первый в США метрополитен практического пользования, Тремонтстритская подземка, открылся в Бостоне в 1897. Его туннель протяженностью 2 км позволил освободить от трамваев самые людные улицы города. В последней трети 19 в. в Нью-Йорке было построено много надземных городских железных дорог. В 1867 открылась надземка "эл" (от "элевейтед") в Манхаттане. К концу 1870-х годов до верхнего Манхаттана была дотянута Истсайдская надземка, к 1895 доведенная до Бруклина. В ту пору на скоростных линиях общественного железнодорожного транспорта уже широко использовалось электричество. В следующем десятилетии в Нью-Йорке была создана единая система подземных и надземных линий. Первая подземная линия этого города (Лексингтон-Авеню протяженностью 14,6 км) открылась в 1904. В Чикаго к 1900 действовали надземные линии протяженностью 55 км, а в Филадельфии первое метро открылось в 1907.
МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА
Ниже кратко описываются крупнейшие метрополитены мира по странам в порядке наибольшей протяженности линий.
США. Метрополитены США в высокой степени автоматизированы, снабжены системами сигнализации, централизации и блокировки, автоматическими поездными диспетчерами и по крайней мере частичной компьютеризацией управления. Ньюйоркский метрополитен - самый большой в мире. Кроме города, он обслуживает четыре из пяти пригородов Нью-Йорка (Ричмонд в эту систему не входит). По нему проезжает почти 4 млн. пассажиров в средний рабочий день и почти 1,5 млрд. - в год. Протяженность его подземных линий составляет 216 км, 166 км линий проложены на эстакадах, в открытых выемках и на поверхности. Кроме механических мастерских и депо, метрополитен насчитывает 1030 км путей, из которых 715 км подземные, и 444 станции, из которых 265 - под землей.
Великобритания. Протяженность линий лондонского метрополитена составляет более 435 км, а годовой объем перевозок превышает 700 млн. пассажиров. Этот метрополитен объединен с Британскими железными дорогами и дает возможность пассажирам пересаживаться на пригородные электропоезда. Благодаря большой глубине залегания лондонское метро во время Второй мировой войны служило бомбоубежищем.
Франция. Парижское метро, которое многие считают самым эффективным в мире, по протяженности линий (253 км) уступает только нью-йоркскому и лондонскому. Оно объединено с Французскими национальными железными дорогами. Его новая радиальная линия, пересекающая весь город, самая быстрая в мире: средняя скорость на участке от Елисейских полей до станции Ла-Дефанс составляет 100 км/ч. Густая сеть метро превосходно покрывает основную часть столицы и отличается некоторыми особенностями, например двумя классами вагонов, специальными сиденьями для инвалидов, электронными картами, показывающими наиболее удобный маршрут, и резиновыми шинами колес. В год метро перевозит свыше 1 млрд. пассажиров.
Япония. Токийское метро, открытое в 1927 и насчитывающее 200 км линий, - самое старое и большое в Японии. Будучи еще и самым загруженным в мире, оно перевозит свыше 2 млрд. пассажиров ежегодно. Японские метрополитены отличаются длинными подземными переходами, в которых размещены многочисленные рестораны и магазины. В 1990-х годах проводилось интенсивное расширение сетей метрополитена, обусловленное ростом населения в пригородных зонах крупных городов Японии.
СНГ. Из шести метрополитенов бывшего Советского Союза все, кроме московского, вошли в строй после Второй мировой войны. Московский метрополитен открылся в 1935, протяженность его линий превышает 160 км, и он перевозит 5 млн. пассажиров в день, т.е. больше, чем какое-либо другое метро, кроме токийского. Станции метро, расположенные по большей части под землей, строятся по индивидуальным проектам из мрамора, алюминия и нержавеющей стали и нередко украшаются мозаикой и статуями.
СТАНЦИЯ МЕТРО "Пушкинская" в Петербурге.
ПОЕЗД у наземной станции метрополитена в Киеве.
Петербургское метро, такой же архитектуры, было открыто в 1955, полная длина его линий равна 64 км. Метрополитены меньшей протяженности были построены в Киеве (Украина, 1960), Тбилиси (Грузия, 1966), Баку (Азербайджан, 1967) и Харькове (Украина, 1974).
Германия. Наиболее протяженные метрополитены в Германии - берлинский и гамбургский. Линии берлинского метрополитена общей протяженностью 113 км лишь наполовину подземные, причем на восточную часть города приходится около 24 км. Гамбургский "У-бан", открытый в 1912, с протяженностью линий 89 км, объединен с сетью трамваев и автобусов. Мюнхенское 27-км метро открылось в 1971, а небольшие боннское и ганноверское - в 1975. В Штутгарте действуют подземные трамвайные линии.
Швеция. Стокгольмская "Т-бана" с протяженностью линий 71 км, из которых 23 км подземные, перевозит более 200 млн. пассажиров в год.
Дания. Копенгагенское метро "Эс-тоге" было открыто в 1934. Протяженность линий, частью подземных, а частью надземных, - 60 км, они непосредственно связаны с пригородными поездами железной дороги.
Испания. Мадридское метро, открывшееся в 1919, с первоначальных 2,9 км постепенно выросло до 56 км. Теперь оно перевозит свыше 550 млн. пассажиров в год - более любого другого метро на европейском континенте, кроме московского и парижского. Линии сильно загруженного барселонского метро протяженностью 40 км почти полностью подземные.
Канада. Монреальское метро на резиновых шинах, открывшееся в 1966, - самое современное в мире. Протяженность всех линий этого метро 25,95 км. Монреальское метро перевозит около 125 млн., торонтское - около 175 млн. пассажиров в год.
Мексика. Метро в Мехико открылось в 1969. Его бесшумные вагоны на резиновых шинах каждый год перевозят более 500 млн. пассажиров. Все станции различаются орнаментальными мотивами, что облегчает ориентирование неграмотным пассажирам.
Норвегия. Метро в Осло открылось в 1966. Протяженность его линий равна 39 км, почти все они на поверхности.
Италия. Первая очередь 35-км миланского метро с его самыми современными вагонами и средствами управления открылась в 1964. Две из его линий почти на всем своем протяжении подземные. Римское метро с первоначальной протяженностью линий 10,9 км открылось в 1955.
Венгрия. Протяженность линий будапештского метро, самого старого на европейском континенте, равна 20,8 км. На его первом участке, построенном в 1896, впервые был применен туннель с проходкой открытым способом, т.е. туннель не круглого поперечного сечения, а с вертикальными стенами из каменной кладки и плоским покрытием.
Другие страны. Первое метро Латинской Америки открылось в 1913 в Буэнос-Айресе. Сиднейская подземная железная дорога в Австралии открылась в 1926. В Нидерландах в 1968 появилась короткая линия в Роттердаме, а в середине 1980-х годов - в Амстердаме. Первая очередь метро в Хельсинки открылась в 1982. Кроме них, в Европе имеются метрополитены в Лиссабоне, Вене, Праге и Варшаве.
ЛИТЕРАТУРА
Лиманов Ю.А. Метрополитены. М., 1971 Бакулин А.С. и др. Сооружения, устройства и подвижной состав метрополитена. М., 1979 Березин В.С. Московское метро. М., 1986
Гуманитарный словарь
МЕТРОПОЛИТЕ́Н (МЕТРО́) (от греч. μετρόπολισ - столица) - городская внеуличная подземная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Наиб. распространен подземный вариант. Принято считать, что М. необходим в городе с населением св. 1 млн.
Первый М. был построен в Лондоне (1860-63, на паровозной тяге; с 1890 - глубокие тоннели, на электрич. тяге), второй - в Нью-Йорке (1868), третий - в Будапеште (1896). К началу 1930-х гг. М. были уже в 4-х гор. США, в 9 гор. Европы (в т. ч. в Мадриде, Барселоне, Афинах), два в Японии, один в Лат. Америке (Буэнос-Айрес). Проекты М. в Петербурге и Москве обсуждались в нач. 20 в., однако не были реализованы.
Стр-во моск. М. началось с 1931 по решению пленума ЦК ВКП (б) под кураторством наркома жел. дорог Л. М. Кагановича (до 1990-х гг. все М. советских городов входили в систему Мин-ва путей сообщения). 1-я линия длиной 11,6 км с 13 станциями была открыта 15 мая 1935. В 1955 открыто движение по первой ветке ленингр. М., в дальнейшем подземные жел. дороги появились также в др. крупных городах СССР.
В зап. странах культ. ценность М. заключалась в расширении сферы цивилизации, в победе человеч. разума (техники) над косностью природы. Эту идею и выражает производств. стиль архитектуры зап. М.: отсутствие худож. отделки станций М., за исключением входов в парижский М. (стиль модерн, с применением худож. металла и стекла, арх. Г. Гимар).
В сов. культуре М. принял на себя и высшие культурные функции; отделка станций М. декларирует фундамент. ценности сов. культуры. Станции М. как бы перенимали нек-рые функции уничтожаемых в это же время храмов. Соответственно этой культурной задаче арх. станций М. - экстерьер павильонов входа, интерьер верхнего зала и вестибюлей и особ. интерьер нижнего перронного зала синтезировали черты дворцовой и храмовой арх. Их парадность была призвана снять или затушевать неизбежные ассоциации, возникающие на основе оппозиции "храм / метро". От дворцов они заимствовали светские темы декора, не соотнесенные, однако, с прямым их назначением.
Для наруж. павильонов М. типична форма ротонды, характ. для церквей классич. эпохи (напр., церкви постройки М. Ф. Казакова в Москве) или арочный вход типа триумф. врат. Надэскалаторные залы строились почти всегда ротондой с куполом. Непоср. перед эскалатором - т. е. воспринимаемая перед началом спуска (позиция иконостаса, соед. с движением вниз) - нередко помещается изобр. композиция триумф. содержания ("Нарвская", "Владимирская" в Ленинграде).
Для станций 2-й пол. 30-50-х гг. характерна опред. тема. В Москве на ст. "Пл. Маяковского" сделаны мозаики в куполах на тему "Сутки страны Советов". На ст. "Нагатинская" тема мозаик - история Москвы: полки Дмитрия Донского, идущие на Куликово поле, соляные бунты крестьян, восстание Ивана Болотникова и др. В ленингр. М. тема ст. "Пл. Восстания" - рев-ция (бронз. рельефы в ниж. зале), ст. "Технологич. ин-т" - рус. наука и т. п.
Необходимость колонн, общая композиция структуры нижнего интерьера М. сходны с базиликой, и это сходство также оказывало воздействие и было худож. обыграно: в торце - в позиции алтаря - главная смысловая композиция. Оч. выразит. пример - "храм" А. С. Пушкина на станции "Пушкинская" в Ленинграде, где к скульптуре Пушкина (на фоне стенной росписи с видом Царскосельского парка) в позиции алтаря - носят цветы.
В создании станций моск. М. участвовали крупнейшие архитекторы: В. Г. Гельфрейх, А. Н. Душкин, И. А. Фомин, А. В. Щусев и др., крупнейшие художники - Н. Я. Данько, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, М. Г. Манизер.
Во времена упадка сов. идеологии М. постепенно утрачивает свою высшую культ. функцию, что выразилось в том, что павильоны входов станций М. стали встраивать в другие здания или включать в обычный подземный переход, в залах М. появились торг. точки, торг. реклама.
Московский метрополитен. Станция «Комсомольская»
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Станция метрополитена в Стокгольме.
МЕТРОПОЛИТЕН (французское metropolitain, буквально - столичный, от греческого metropolis - главный город, столица) (метро), пассажирский рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена прокладываются в подземных тоннелях, иногда с выходом на поверхность (по земле или на эстакаде); перевозки осуществляются в электропоездах при скоростях от 25 до 100 км/ч. К началу 1990-х гг. метрополитен эксплуатировался более чем в 80 городах мира, в том числе в Нью-Йорке (с 1868), где протяженность линий более 500 км, число станций свыше 450, Лондоне (с 1863) - соответственно 408 и около 230, Париже (с 1900) - более 300 и свыше 430, Берлине (с 1902) - 235 и более 150, Москве (с 1935) - 230 и 150, Токио (с 1927) - 155 и 140, Мехико (с 1902) - более 140 и свыше 125, Сеуле (с 1972) - 120 и более 100.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова метрополитен
метрополите́н, метрополите́ны, метрополите́на, метрополите́нов, метрополите́ну, метрополите́нам, метрополите́ном, метрополите́нами, метрополите́не, метрополите́нах
Синонимы к слову метрополитен
сущ., кол-во синонимов: 3
Тезаурус русской деловой лексики
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Метрополитен - первая подземная железная дорога с поездами на электрической тяге стала работать в Лондоне в 1890 году. Англичане этот вид транспорта так и назвали: подземка, underground. А вот в Париже, в 1900 году, слово для названия этого видв транспорта произвели от греческого metropolis - столица. Следовательно, метрополитен - столичный. Ведь понятно же, что в малонаселенных городах строить столь дорогостоящие сооружения не имеет смысла.
Постепенно длинное и трудное в произношении слово укоротилось. Прежнего смысла в оставшемся для всеобщего употребления метро уже не сыщешь, но ездить все равно удобно.
Словарь галлицизмов русского языка
МЕТРОПОЛИТЕН а, м. métropolitain. букв. Столичная железная дорога. Метро. Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitain'а, покупали билеты.., спускались в подземелье. Эртель Карьера Струкова. Водоканал сверлил почву для испытания метрополитена. 1924. Булгаков Дн. 2001 46.
Даже парижский клошар, ночующий на теплой решетке шахты метрополитена, богаче нашего туриста. Комс. 22. 10. 1989. Столицу могло парализовать. Стачком Московского метрополитена сквозь зубы заговорил о предупредительной забастовке. Огонек 1990 16 30. Люди, люстры. Гула плен. Это метрополитен. Иностранное словечко, Но оно понятно всем. ЛГ 30. 6. 1999. Давненько не пользовался метрополитеном наш финансовый воротила, настолько давно, что даже не ведал о существовании жетонов, сменивших прежние пятаки. Пришлось отстоять неожиданную очередь, а потом. теряя драгоценное время, еще лаяться с бабой-жетонщицей, категорически отпихивающей десятитысячную купюру. О. Тарутин Именем десятого существа. // Нева 1995 11 86. - Норм. Вот что плохо .. Сокращение слова из "метрополитен" в "метро". Д. Хармс. // НМ 1993 2 214. - Лекс. Гранат: метрополитэны; Уш. 1938: метрополите/н.
Словарь иностранных слов
МЕТРОПОЛИТЕН (англ., от греч.). Городская железная дорога.
Сканворды для слова метрополитен
- Какой вид общественного транспорта впервые появился в 1863 году в Лондоне?
- Герои фильма «Добровольцы» подружились в Москве на строительстве этого.
- Городская подземная железная дорога.
- Что строит герой фильма Никиты Михалкова из фильма «Я шагаю по Москве»?
- Углублённые поезда.
- В конце XIX века благодаря грунту, привозимому с этой городской стройки, площадь нью-йоркского острова Эллис заметно возросла.
- С 1870 года этот музей в Нью-Йорке существует благодаря поддержке спонсоров и дарителей, практически без помощи государства.
- Самый большой оперный театр.
- Музей искусства в Нью-Йорке.
Полезные сервисы